Последний автобус, мне дверь отвори!
7 сентября 2007 года

Инициативную группу возглавил зам. председателя комитета по транспорту и связи Николай Стукалов, в группе поддержки - сотрудники ГАИ и транспортной инспекции. Первая остановка - "Комбинат "Здоровье". Время - 21.10. Паркуемся с трудом. На остановке выстроились три автобуса маршрута №15. Отправляются через каждые пять минут, в салоне - от 4 до 7 человек. Последний, по графику, должен уйти в 22.15 и, как обещают водители, "непременно уйдет". Верим на слово, едем дальше - к театру Камала.

Автобус по вызову
Несмотря на поздний час, на остановке человек двадцать. Большинство возвращаются с работы. За 10 минут прошли четыре автобуса. Однако пассажиров, вглядывающихся вдаль, меньше не стало. "Ждем 72-й, он идет через Кировский район, в Юдино. Раньше было четыре маршрута, теперь всего один. После 9 вечера уехать сложно", - уверяет сотрудница Академии наук РТ. Рядом на скамейке - товарищ по несчастью - продавец-консультант салона связи:

- Раза три в неделю приходится уезжать на "моторе" за 200 рублей, не ночевать же здесь - работа заканчивается поздно. Как-то раз пришел на остановку в 20 часов 50 минут, простоял до 22, автобуса так и не дождался. Многие жители Юдино сразу едут на железнодорожный вокзал, садятся на электричку.

Проникнувшись сочувствием, представитель транспортного комитета достает мобильный телефон и, не сходя с места, находит "потерявшийся" автобус. Диспетчеры передают: 72-й уже выехал из Борисково, скоро будет. Еще через 10 минут к остановке подруливают сразу два новых красных автобуса нужного маршрута. Пассажиры, оценив силу административного ресурса, благодарят и просят приезжать почаще.

Согласно графику движения, утвержденному исполкомом, в обычный рабочий день казанцев обслуживают 1354 автобуса на 106 маршрутах. Но после 21.00 на линии продолжают дежурить лишь 376 машин. И интервал движения с 5 - 7 минут увеличивается до 30 - 45, а на отдельных маршрутах - до часа. Чтобы узнать расписание городских автобусов, пассажирам-полуночникам предлагают зайти на сайт www.asduakazan.ru (МУП "Организатор пассажирских перевозок"). Заглянув на эту ссылку, можно узнать, что плохо не только вам. К примеру, последние автобусы в Дербышки отправляются в половине седьмого вечера.

Тем временем наш мини-кортеж - иномарка с начальниками и микроавтобус с журналистами - подобрался к другой казанской окраине, поселку Мирному. И сразу стало ясно: и проверяющих, и сам автобус здесь уже никто не ждет.

В поселок - на такси
На остановке "Рощинская", у работающего мини-маркета, компания молодых людей отмечает окончание трудового дня. Видимо, больше "душевно посидеть" в Мирном негде. Ребята рассказывают, что с утра вся площадка конечной остановки забита автобусами, но после 18 часов они сюда почти не заглядывают.

- Добираемся на такси! - рапортуют продавщицы магазинчика. Здесь километр до трассы, а там, на попутной машине в город, за 100 рублей. Новая транспортная схема тут ни при чем. Уже пять лет такая ситуация. Даже маршрутные "газельки" вечером редко к нам добираются.

Ждем 15 минут. В темноте, под моросящим дождем. Автобус не едет. Не помогает даже "волшебный" телефон начальника. Вдруг из-за поворота выезжает "пазик" с номером 54. Высаживает счастливую пассажирку - работницу крупной торговой сети - и уезжает. "Если бы не вахта, пришлось бы менять работу", - рассказывает женщина. А Николай Стукалов, в свою очередь, информирует нас: ждать бессмысленно - последний автобус, не доехав до конечной, высадил людей и уже возвращается в город.

Нерентабельными (из-за малого количества пассажиров) в Казанском исполкоме считают маршруты в поселки Борисоглебское, Новая Тура, Дербышки, Вознесенское, Кульсеитово и Петровский. Аварийное состояние дорог делает небезопасной перевозку пассажиров в Займище, Вишневку, Константиновку, Царицыно, Краснооктябрьский и Голубые Озера.

Автобусы есть, не хватает водителей и бензина
Когда на следующий день после ночного дозора корреспондент "ВК" поинтересовалась у водителей муниципальных автобусов, почему не работают графики движения, утвержденные исполкомом, то услышала от "рулевого" "Нефаза" с 15-го маршрута:

- Днем интервал соблюдаем, а после 21.30 - хватит, спать пора. Мы же устаем - встаем в 3 часа утра, а в 5 - 6 часов уже на рейсе. Автобусы новые, но пока их до ума доведешь - намаешься, да и ломаются они.

Его коллега, что возит народ из Юдино в Борисково, подтвердил: водителей не хватает. Поэтому часто последние рейсы, указанные в расписании, диспетчерам приходится отменять. Ведь если автобус возвращается в гараж после 23 часов, а в 5 утра он снова должен быть на линии - на сон и дорогу водителю останется всего шесть часов. А такой график работы попросту опасен. Что же касается случаев, когда автобус не доезжает до конечной остановки, а высаживает людей на полпути, то тут, говорят водители, "виновата" техника. На старых автобусах бензобаки - по 250 литров, на новых - всего 170. И с учетом казанских пробок горючее порой кончается раньше, чем смена. На заправку лишний раз тоже не поедешь, за каждый литр в АТП требуют отчет.

...Ну а последней точкой в маршруте рейда стала остановка "10-й микрорайон" на улице Фучика. На часах - 22.30. Пока добирались, навстречу проехали три автобуса 45-го маршрута. На противоположной стороне их уже заждались отработавшие смену продавщицы. Жалуются, что раньше и 10 минут на остановке не стояли, теперь - минимум 35. Ждем вместе с ними. Для чистоты эксперимента свой мобильный начальник на этот раз не доставал. Убеждал: мы же, дескать, видели эти автобусы, никуда не денутся, вернутся. Через 20 минут продавщицы поймали "мотор" и уехали. А озябшие журналисты обступили заместителя председателя комитета по транспорту и связи.

- Будем разбираться по каждому факту, привлекать к ответственности перевозчиков, - пообещал Николай Стукалов. - С каждым из них у нас договор на 5 лет, но за нарушение условий он может быть расторгнут. Хотя пока прецедентов не было. А вообще-то в Казани на отдельных маршрутах народ возят и до половины двенадцатого - это 30-й, 90-й, тот же 45-й, долго можно перечислять. Вообще, ситуация с обслуживанием населения сильно изменилась. В 1995-м, когда я работал зам. начальника службы движения гор-электротранспорта, в нашем оперативном распоряжении было до 700 трамваев и троллейбусов. Так вот в день у меня в депо на ремонт заходили по 40 - 45 машин со сломанными дверями - пассажиры не могли влезть в транспорт. Сейчас такого нет!

Для желающих высказаться напомню круглосуточный телефон "горячей линии" комитета по транспорту и связи: 275-30-50. За август "отзвонились" 14 с половиной тысяч человек, схемы движения 38 маршрутов в исполкоме уже пересмотрели.


P.S. В четверг, по итогам ночного рейда, первый зам. главы исполкома Рустам Нигматуллин потребовал от пассажирских перевозчиков сократить интервал движения городских автобусов после девяти вечера до 25 - 30 минут.

Ирина ПЛОТНИКОВА, "Вечерняя Казань"